Как самому настроить сквозную аналитику

Как самому настроить сквозную аналитику

29.03.2018 0 статьи Superintel
Как самому настроить сквозную аналитику
5 (100%) 2 votes

Сквозная аналитика (СА) — это единая система сбора данных по всем маркетинг-каналам. Система собирает данные отовсюду, где вы ведете рекламные кампании, систематизирует их и помогает анализировать, выполняет ключевые задачи, которые маркетолог может отдать «роботу»: автоматически объединяет данные из разных систем и строит визуализации.   

Как самому настроить сквозную аналитику

Что такое сквозная аналитика и почему она важна

Представьте, что вы даете рекламу в 5-7 источниках: контекст, соцсети, газета, профильный портал, наружка, радио. Помимо анализа заявок по всем этим источникам нам необходимо посчитать и все просмотры, трафик, звонки, лиды. Система СА собирает все данные в «одно окно». Мы знаем, какой путь прошел клиент от рекламного объявления до покупки.

 

Только сквозная аналитика дает полную картину, на основании которой маркетолог может принимать эффективные решения, перераспределять рекламные бюджеты, делать отчеты с далеко идущей перспективой. Сами по себе данные веб-счетчиков или статистика продаж не дают целостную картину. Увязать продажи с помощью CRM, трафик и заявки с помощью веб-аналитики, звонки с помощью коллтрекинга в единое полотно может только сквозная аналитика. Отсюда уже можно делать прогнозы, планировать расходы и делать серьезный маркетинг без гаданий на кофейной гуще.

 

Да и просто удобнее «сидеть» в одном интерфейсе, а не перекидывать данные из Google Analytics и Яндекс.Директ, всевозможных «табличек в Экселе», поступающих из отдела продаж. Системы СА делают это на автомате, без погрешностей и человеческого фактора.

 

Что необходимо для внедрения сквозной аналитики

Необходима интеграция самой системы с источниками данных. Мы увязываем все точки анализа в единый центр обработки информации. Системы контекстной рекламы (Директ/AdWords), аналитика каналов коммуникаций (телефония, коллтрекинг, чаты, сервисы обратного звонка, отклик по рассылке), веб-аналитика по сайту, лендингам, цифры из CRM-системы, проведенные оплаты (бухгалтерии), ну и данные по расходам на рекламные кампании.

Потребуется работа интеграторов и программистов. Но в дальнейшем все будет автоматизировано и удобно, а привлекать айтишников уже не придется. Один раз настроил — и пользуйся.

Как самому настроить сквозную аналитику

Настройка сквозной аналитики за 3 шага

Внедрять СА нужно уже на этапе построения воронки продаж. Иначе невозможно будет оценить затраты на рекламу, и огромные суммы могут уходить на неэффективные каналы.

1.       Отбираем важные контрольные точки

Бизнес может применять сколько угодно показателей, которые важны и которые можно отслеживать. Выбирайте в каждый момент времени самые значимые для бизнеса показатели. На каждом этапе они свои. На этапе привлечения важны клики на объявление, на этапе продажи — конверсия и средний чек, на этапе удержания — повторные покупки.

Есть один важный показатель — ROI, то есть «возврат инвестиций». Это сумма, которую мы вернули, потратив деньги на рекламу. Потратил рубль на рекламу, а клиент купил на три рубля — наш ROI 300%. Собственно, все наши расчеты в сквозной аналитике сводятся к ROI: эффективны ли расходы на рекламу и насколько.

2.       Настраиваем аналитику

Настройка UTM-меток. Генерируем UTM-ссылку, и она показывает, откуда пришли посетители. Все ссылки должны иметь разметку, чтобы в отчете была точная информация о рекламных каналах, с которых приходят пользователи.

 3.      Отслеживаем показатели

Далее мы просто набираем массу посетителей и событий, отслеживая с помощью UTM-меток, откуда пришли покупатели, а с помощью систем аналитики (Яндекс.Директ и Google AdWords) и коллтрекинга — с каких источников совершены целевые действия.

Имея все эти показатели уже в системе сквозной аналитики, нам очень удобно как рассчитывать эффективность каналов, так и строить прогнозы. Настройка делается один раз, но потом значительно улучшает качество анализа и действительно помогает экономить бюджеты.

Как самому настроить сквозную аналитику

Ингредиенты

Как правило, для конвертации посетителей в лидов используют три разных формата соприкосновения. У кого-то их может быть меньше, у кого-то больше. Это не принципиально. Главное передавать id-шник посетителя с любого типа контакта.

  • стандартная форма заказа для тех, кто делает заявки обычным способом
  • телефон для тех, кому удобней связаться напрямую и сделать заказ голосом
  • онлайн-консультант для всех остальных

Какие системы мы будем использовать:

Обязательные:

 

  • Система web-аналитики (Google Analytics)
  • CRM-система (например amoCRM)
  • Единый сервис интеграций (Albato.ru)

* Дополнительные:

  • Сервис коллтрекинга (например Calltouch)
  • Онлайн-консультант (например Jivosite)
  • Прочие формы коммуникаций с пользователями

* система CRM и дополнительные сервисы оплачиваются вами согласно их тарифам

Пошаговая инструкция. Шаг №1

Самое главное, что нам нужно сделать — это настроить в нашу CRM передачу id-шника посетителя сайта, сделавшего заказ или обратившегося к нам любым другим способом. Этот id-шник является уникальным и назначается автоматически Google Analytics. Правильное его название Client ID (сокращенно cid). Выглядит он как набор цифр, разделенных между собой точкой. Например 711146090.1490353504

Хранится этот параметр в куках браузера и присваивается каждому посетителю сайта, на котором установлен Google Analytics. Даже сейчас вы читаете эту статью, а между прочим вам уже назначился уникальный Client ID (если конечно на текущем сайте установлен Google Analytics). Нажмите клавишу F12, выберите вкладку Application и кликнув слева на раздел Cookies вы увидите свой id-шник посетителя:

scale_600

Если у вас на сайте используется форма обращения, например что-то вроде такого варианта:

scale_600

просто попросите своего веб-мастера/программиста/фрилансера немного расширить возможности этой формы так, чтобы вместе со стандартными полями имени, телефона и емайла, также отдельным скрытым полем отправился и наш заветный Client ID. Предварительно внутри CRM не забудьте создать новое поле для сбора Client ID, чтобы собранные значения попадали туда.

Если своего специалиста нет, можно использовать готовый конструктор форм, в котором функционал отправки Client ID уже заложен. Например, в amoCRM такая возможность есть и программист нам не потребуется.

scale_600

Не забудьте только в настройках формы от amoCRM поставить отметку напротив Google Analytics

scale_600

Итак, форму отправки заказа мы настроили или подключили готовую от amoCRM. Далее, если мы используем на своем сайте и другие каналы коммуникаций, например, сервис коллтрекинга и/или онлайн консультант, то также интегрируем их c нашей CRM, чтобы каждое обращение фиксировалось вместе с заветным Client ID.

К счастью, коллтрекинг Calltouch, а также онлайн-консультант JivoSite самостоятельно умеют передавать значения Client ID, создавая в amoCRM сразу контакт с готовой сделкой. Для интеграции обоих сервисов нам не потребуется программист, так как вся интеграция делается в несколько кликов и подробно описана в справках этих систем.

Шаг №2 — настройка передачи событий из CRM в Google Analytics

Имея собранные в нашей CRM контакты лидов, каждый из которых имеет свой уникальный id-шник посетителя, мы должны настроить передачу информации из CRM в Google Analytics. Наш заветный Client ID как раз и будет являться тем ключом, по которому система аналитики сможет связать всю историю посещения сайта данного человека.

Мы можем настроить какие угодно события из CRM, согласно потребностям бизнеса, но в рамках текущей статьи рассмотрим две наиболее актуальных передачи:

  • смена статуса сделки на “Подтвержденная заявка”
  • смена статуса сделки на “Успешно реализована” вместе с указанием суммы продажи

Для настройки этой связки мы будем использовать единый сервис интеграций Albato.ru, который помогает без привлечения программистов создавать связки с различными системами и автоматически передавать данные в зависимости от выставленных условий. Если у вас небольшой бизнес, то для вас интеграция в Альбато будет бесплатной. При ощутимом объеме обрабатываемой информации потребуется 999р в месяц.

Регистрируемся в сервисе Альбато на одноименном сайте Albato.ru и добавляем новую связку amoCRM — Google Analytics:

scale_600

Вписываем параметры подключения к amoCRM, заполняя стандартные поля:

scale_600

В поле amoCRM выбираем из выпадающего списка “Обновление статуса сделки”, а в поле Google Analytics выбираем “Событие”

scale_600

Выбираем ранее созданное нами подключение к amoCRM

scale_600

Переходим к последнему 4-ому шагу, где указываем все наши настройки

scale_600

Тут 4 обязательных поля:

  • Идентификатор отслеживания — вставляем наш номер счетчика Google Analytics, в который будем передавать данные из amoCRM
  • Идентификатор клиента — наш заветный id-шник посетителя (Client ID), который выбираем из выпадающего меню кликнув по кнопке amoCRM справа от поля. Значение Client ID у нас заранее собиралось в CRM и привязано к каждому контакту.
  • Категория события — вписываем любое название, например amoCRM
  • Действие по событию — также любое название, например confirmed

После этого нажимаем внизу кнопку “Далее” и видим на главной странице созданную нами связку:

amoCRM :: Обновление статуса сделки > Google Analytics :: Событие

scale_600

Поздравляем! Создана первая связка систем. Можно сказать настроена полноценная интеграция!

Нам осталось только указать в фильтре какие именно события мы хотим передавать из amoCRM в Google Analytics. Например, мы хотим в итоге увидеть в Гугл Аналитикс какие источники трафика приводят нам именно подтвержденные заявки. Для этого редактируем созданную связку, кликнув по иконке карандаша (значок перед крестиком). Открывается окно редактирования связки:

scale_600

Кликаем на среднюю иконку и в открывшемся окне добавляем условия. Вписываем всего одну строку, в которой указываем, что событие должно срабатывать когда статус сделки в amoCRM изменится на “Подтвержденная заявка”. Нажимаем кнопку “Сохранить”.

* в нашем случае 14843968 — это id статуса “Подтвержденная заявка”

scale_600

Чтобы узнать все id существующих статусов сделок в amoCRM, достаточно в Альбато кликнуть в правом верхнем углу “Подключения”, перейти в amoCRM и нажать “Редактировать запись”. В открывшемся окне выбрать вкладку “Статусы сделки” и скопировать требуемый ID:

scale_600

После всех заполненных условий кликаем на иконку “Запустить связку” (первый значок треугольника) и видим, что текущий статус “приостановлено” сменился на новый “ожидание”.

scale_600

Если это произошло, поздравляем! Вы сделали все правильно! Связка успешно запущена и ожидает нужного события в amoCRM, чтобы передать настроенные данные в Google Analytics! Мы можем создать в Альбато вторую аналогичную связку, чтобы передавать в Гугл Аналитикс не только факт подтвержденной заявки, но еще и данные реальной продажи вместе с суммой сделки:

scale_600

В итоге мы получим 2 работающих связки: “Подтвержденную заявку” и “Фактическую продажу с указанием суммы сделки”

scale_600

На этом можно выдохнуть! Настройка всех интеграций успешно завершена! Данные будут автоматически передаваться без нашего вмешательства! Ура!!

Тем временем в Google Analytics

Стандартным способом создаем в ГА две цели по указанным выше событиям. Первую цель называем “Подтвержденная заявка”, прописывая категорию “amoCRM” и действие “confirmed”:

scale_600

Вторую цель называем “Фактическая продажа”, прописывая категорию “amoCRM” и действие “sold”

scale_600

Теперь каждый раз, когда в нашей amoCRM у сделки, чей контакт имеет Client ID, будет меняться статус на “Подтвержденная заявка” или “Фактическая продажа”, в Гугл Аналитикс начнут достигаться соответствующие созданные цели, а вся информация по id-шнику пользователя “приклеиваться” ко всем его ранее сделанным посещениям и активностям на сайте.

Таким образом в Google Analytics мы отныне не только получим долгожданную табличку со всеми данными реальных продаж в привязке к источникам трафика:

scale_600

Но и сможем оперировать с новыми целями и отчетами как угодно, фактически ограничиваясь только своей фантазией. Кроме этого, созданные цели мы можем импортировать в Google AdWords и оптимизировать контекстную рекламу по реальным продажам, а не конверсиям на сайте. Вместе с этим, отныне нам доступно создание новых сегментов аудиторий, используя, к примеру, тех, кто подтвердил заявку, но покупку не осуществил. Показывать этим людям релевантную рекламу и дожимать до продажи. А для сегмента тех, кто уже осуществил покупку, автоматически отключать рекламные активности и тем самым экономить бюджет.

Если ваш Google Analytics связан с Google AdWords, то вы сможете мониторить расходы на рекламу и видеть реальный показатель рентабельности инвестиций в рекламу, понимая настоящий выхлоп в деньгах, а не псевдо доход, привязанный к обычной конверсии на сайте:

scale_600

Заключение

Современные технологии хорошо помогают нам решать сложные задачи простыми действиями. Если раньше для конфигурации сквозной аналитики требовался квалифицированный специалист, который выкатывал за настройку приличный ценник, то сейчас с помощью сервиса Albato.ruвыполнить описанные выше шаги может практически любой человек, умеющий пользоваться интернетом.

Конечная цель многих из нас — создавать качественный продукт, давать ценность рынку, осчастливить своих клиентов, а значит в совокупности больше заработать. Сквозная аналитика действительно серьезно помогает разобраться со многими актуальными вещами, позволяя получить ощутимый профит. До недавнего времени она была чем-то сложным и непонятным, долгой и дорогой историей. Сейчас все изменилось в лучшую сторону.